Учеба в школе не всем детям дается одинаково легко. Одни оказываются более подготовлены как в плане знаний, так и психологически. Другим намного сложнее влиться в ритм занятий. Чаще всего родителям удается справиться с подобной проблемой самостоятельно. Но если вы понимаете, что свободного времени категорически не хватает, успеваемость школьника потихоньку сползает вниз, а он сам нервничает и расстраивается из-за того, что не справляется с нагрузкой, следует обратиться за помощью к специалисту.
Что такое сопровождение школьников, как помочь ребенку в обучении и не дойти до этапа, после которого вернуть ему мотивацию будет практически невозможно? Сегодня мы рассмотрим столь важную и щепетильную для большинства родителей тему, как персональный наставник. Действительно ли его привлечение даст результат и в чем именно будет заключаться роль этого человека? Читайте ответы на эти вопросы в нашей сегодняшней статье.

Наставник для школьника: кто это такой и чем занимается

Это сопровождающий специалист, который помогает ребенку адаптироваться к обучению в школе, минимизировать негативные проявления кризисных ситуаций, оказывает поддержку и вырабатывает мотивацию к изучению предметов. Как видите, его роль достаточно велика. Поэтому очень важно выбирать наставника, который стал бы одновременно помощником и даже другом, с которым можно поделиться своими внутренними переживаниями касательно учебы.
Сопровождающий обязательно должен иметь педагогическое образование, в идеале — еще и психологическое. Желательно, чтобы у такого специалиста уже был за плечами практический опыт работы с детьми разного уровня подготовки к школе. Если ваш ребенок имеет особенности развития или же проходит этапы личного кризиса, ему потребуется наставник, который точно знает, как и что делать именно в таком случае. Поэтому все решается сугубо индивидуально.

При нажатии на кнопку вы соглашаетесь с
политикой конфиденциальности
Скачайте пошаговый план развития и сохранению мотивации у детей

Может ли родитель стать сопровождающим

В теории да. Но на практике может возникнуть масса нюансов.
Есть риск выдавать сразу готовые решения. То есть вы не сможете проявить достаточно терпения, чтобы дать школьнику самому разобраться в вопросе, а попробуете решить задание за него. И нужного результата это не даст.
Авторитета родителя может не хватить. Иногда дети не видят в маме или папе педагога либо человека, чьи рекомендации следует выполнять неукоснительно. В таком случае вы вряд ли сможете как-то повлиять на результаты учебы.
У родителей не всегда есть достаточное количество свободного времени. Вам может казаться, что выделять ребенку 1−2 часа в день — это достаточно. Но в некоторых случаях работа наставника подразумевает гораздо большие временные затраты. Поэтому лучше все-таки обратиться за помощью к специалисту.

Основные функции персонального наставника

В чем заключается сопровождение школьников, как помочь ребенку в обучении, если сами вы далеки от педагогики? Индивидуальный сопровождающий в большинстве случает становится оптимальным решением данного вопроса, так как он проводит достаточно объемную работу:
Организация всего учебного процесса
Становление комфортного тайм-менеджмента и обучение ему ребенка
Налаживание со школьником эффективной коммуникации
Обучение ребенка современным техникам запоминания различной информации и конспектирования важных данных
Регулярное общение в комфортном формате (в современных реалиях обычно это видеосвязь)
Помощь в адаптации к режиму и при необходимости удаленному обучению
Cвоевременное информирование о предстоящих олимпиадах и аттестациях, подготовка к ним;
Моральная поддержка ребенка в сложных для него ситуациях с педагогами, другими ребятами, выработка личных границ, помощь в осознании личных ошибок
Выработка мотивации для изучения новых предметов, улучшения успеваемости.
Это только базовый перечень его обязанностей. Но на деле там гораздо больше нюансов. Ведь настоящая причина трудностей с обучением у ребенка может крыться глубоко внутри него самого. Это мягкая выработка дисциплины, осознания важности самого образования в целом, преодоление личных барьеров и т. д.

В каких ситуациях ребенку нужен наставник по учебе

Вам стоит обратиться к специалисту в следующих ситуациях:
У школьника нет достаточного количества мотивации для регулярного выделения времени на выполнение заданий по учебе
Ребенку сложно запоминать и систематизировать в своей памяти информацию, например, учить стихи, пересказывать отрывки произведений
Имеются проблемы с ведением конспектов (не успевает, невнятно пишет, не может выделить основную и наиболее важную информацию)
У ребенка имеются проблемы с самоорганизацией и дисциплиной, например, он никак не может заставить себя сесть за уроки, а постоянно сидит в телефоне, начинает выполнять задания уже ближе к позднему вечеру или перед сном
У ученика мало друзей, он чувствует себя одиноко, не умеет выстраивать полноценные социальные связи, не умеет грамотно взаимодействовать с классом и преподавателем, нуждается в поддержке и товарищеском плече.
Ключевым показателем того, что ребенку нужен именно персональный сопровождающий, является потребность в постоянном контроле его учебной деятельности. Индивидуальный наставник особенно актуален для детей, имеющих ментальные сложности развития, серьезные психологические травмы и барьеры. Но иногда это лучший (а порой и единственный) способ поднять успеваемость на нормальный уровень, когда ребенок не признает авторитет учителей и родителей.

Ключевые принципы индивидуального сопровождения школьника

Такое сопровождение базируется на несколько ключевых правилах:
Cистемность и непрерывность сопровождения (есть определенные дни, когда ребенок общается и занимается со своим наставником, это строгий и четкий график, известный всем участникам процесса)
Психологическая поддержка ученика и развитие его индивидуальности (нередко именно наставник помогает проявить способности школьника к тому или иному предмету, какому-либо творчеству, дает толчок для веры в себя и собственные силы)
Взаимодействие со всех сторон процесса (наставник не сосредотачивается только на одном аспекте учебы, он обязательно действует комплексно)
Вариативность и гибкость в работе (любая программа может и должна быть скорректирована в процессе взаимодействия со школьником, так как у всех детей разные потребности и особенности развития)
Соблюдение и учет интересов каждого ребенка в отдельности (у наставника нет и не может быть универсальных подходов, сопровождение осуществляется так, чтобы было комфортно именно ученику).

Виды сопровождения школьника

Так как психология в данном вопросе играет далеко не последнюю роль, наставник часто прибегает к особым методам воздействия на ученика, использует индивидуально подобранные подходы. Педагогическое сопровождение школьника может выражаться в разных формах.
Профилактика. Основной целью в данном случае является укрепление и сохранение психологического здоровья учащегося, а также предотвращение развития различных проблем в обучении и воспитании. Для этого специалист работает в следующих направлениях:
  • Планирование превентивных мер во избежание социальной дезадаптации ребенка (это могут быть различные игры, культурные и досуговые мероприятия);
  • Разработка рекомендаций и предложений по обеспечению правильного режима и здорового образа жизни школьника (противодействие вредным привычкам и пагубным зависимостям);
  • Рормирование психологически здоровой и комфортной среды (минимизация межличностных конфликтов и депрессивных состояний).
Диагностика. Актуальна, когда у ребенка уже имеются легко выявляемые проблемы с учебой. Обычно она включает в себя следующие мероприятия:
  • Определение всех потенциальных «групп риска» в усвоении школьной программы, выявление причин образовавшихся нарушений адаптации в социуме;
  • Работа со способностями и склонностями школьника, его учебным и профессиональным потенциалом;
  • Составление индивидуального социально-психологического портрета ребенка для последующего информирования опекунов и преподавателей школы (необходим для выбора правильного подхода в воспитании и обучении).
Консультирование. Сопровождающий ребенка специалист дает обратную связь родителям и педагогам по следующим вопросам:
  • Грамотное построение взаимоотношений со сверстниками и учителями (предотвращение и гашение конфликтов, формирование комфортной социальной среды);
  • Адаптация в школе и выстраивание подходящей программы обучения (так ребенок сможет заниматься в удобном для себя темпе, а учителя буду точно знать, какие требования являются адекватными и логичными для конкретного школьника);
  • Решение различных проблем психологического характера (скрытые комплексы, внутренние барьеры, неверие в себя, страх ошибок и т. д.);
  • Формирование индивидуальных обучающих программ (делается уклон на деликатную проработку слабых сторон и поддержку изучения предметов, которые ребенку больше нравятся);
  • Развитие мотивации школьника к обучению (конечной целью является осознанное понимание ученика, для чего ему необходима школьная программа, и формирование естественного стремления к повышению успеваемости).
Развивающая и коррекционная работа. Первая часть данного раздела направлена на раскрытие потенциала ученика, а вторая — на грамотное и оперативное исправление уже сформированных особенностей характера ребенка, препятствующих обучению. Перед специалистом на данном этапе встает несколько целей:
  • Помощь всем участникам образовательного процесса в повышении своей социально-психологической компетенции;
  • Предоставление каждому ученику индивидуальной помощи в личностном росте и развитии;
  • Целенаправленная и углубленная работа с детьми из так называемой группы повышенного риска, имеющими проблемы в личностном, социальном и психологическом развитии.
Психологическое просвещение и экспертиза. В данном случае осуществляется работа больше с родителями и преподавателями ученика. Цель специалиста заключается в повышении их психологической грамотности. Сопровождающий знакомит опекунов и педагогов ребенка с его особенностями, дает необходимые рекомендации. Также в его обязанности входят следующие действия:
  • Ознакомление с психологическими компетенциями и их популяризация;
  • Информирование о негативных факторах, препятствующих ребенку нормально развиваться и обучаться в школе;
  • Помощь в выборе подходящих методик взаимодействия с детьми разных возрастов, имеющих индивидуальные особенности развития.
Как помочь ребенку в обучении, когда сопровождение школьника как таковое не требуется? Если вы понимаете, что у ученика нет серьезных психологических проблем, а имеют место и именно сложности с усвоением материала, можно попробовать сформировать у него мотивацию к обучению посредством посещения онлайн-курсов. Главное, чтобы они были ему интересны. Изучение различных современных направлений с участием гаджетов и интернета помогает не только развить в ребенке усидчивость и стремление к знаниям. Это отличный способ помочь ему определиться с будущей профессией и получить базовые специальные навыки уже сейчас. Это поможет ему достичь успеха в освоении карьеры в ближайшем будущем.

Преимущества обучения в онлайн-школе Rebotica

Наши преподаватели действуют по принципу персональных сопровождающих. Они имеют богатый практический опыт с детьми разных возрастов и категорий, обеспечивают индивидуальный подход и проводят занятия в формате один на один. Педагоги онлайн-школы Rebotica:
Точно следуют пожеланиям и интересам ребенка. Если ему в какой-то момент покажется, что выбранное направление неактуально, программу всегда можно заменить
Определяют наиболее комфортный темп прохождения материала. Все дети разные, поэтому для каждого создается отдельное расписание занятий, а также выявляется оптимальная интенсивность изучения направления
Преподают только самые актуальные дисциплины: веб-дизайнер, блогер, 3D-моделлер, программист и гейм-дизайнер. Эти профессии имеют огромный потенциал, интересны большинству современных детей и подразумевают безграничное развитие в плане карьеры и заработной платы
Рассказывают о полезных лайфхаках в каждой специальности, делятся реальным практическим опытом. Теория в обязательном порядке подкрепляется реализацией полученных знаний на деле
Успешно раскрывают потенциал каждого ученика. Даже если ваш ребенок очень скромный, не знает, что ему нравится и что у него получается лучше всего, преподаватели Rebotica непременно проявят все его таланты и сформируют веру в собственные силы.
Все занятия проводятся в онлайн-формате. Посещать курсы можно из любой точки мира. Главное — чтобы у ребенка был удобный гаджет с доступом в интернет (стационарный ПК, ноутбук, планшет, смартфон с большим экраном). Запишите вашего ребенка в онлайн-школу Rebotica и подарите ему безграничные возможности в будущем.
Заполните форму и запишитесь на бесплатное занятие. Мы свяжемся с вами и договоримся о времени встречи.

Посетите бесплатный урок и узнайте больше о выбранной профессии!